Как окупается аутсорсинг
Целесообразность аутсорсинга персонала
Для оценки окупаемости и определения целесообразности аутсорсинга с финансовой точки зрения необходимо провести сравнительный анализ полной стоимости содержания сотрудников в штате компании с ТСО аутсорсинга. Тем не менее, полученные результаты не могут иметь высокий уровень корректности, т.к. надо еще принимать в расчет несколько дополнительных преимуществ аутсорсинга. Основным из них является сведение необходимых рисков и HR-издержек к минимуму. Если говорить проще, то при отказе от аутсорсинга, компания неизбежно теряет прибыль по четырем стандартным типам расходов: - полное содержание специалистов; - налоговые затраты; - риски ошибок; - стандартные HR-издержки.
Во сколько обходится полное содержание специалистов?
Рассматривая определенную сферу показателей, мы включаем в нее не только стандартные затраты на выплату заработной платы сотрудникам, занимающимся вопросами расчета и начисления заработной платы остальным специалистам, но и расходы на содержание их мест работы. Суммарная стоимость накладных затрат, затрачиваемых на содержание отдельно взятого специалиста в службе финансов рассматриваемого предприятия, превышает месячную заработную плату специалиста на 30%, если при расчетах использовать коэффициент 1.3, являющийся минимально допустимым. Общая стоимость суммируется из таких затрат_как отчисления в налоговую службу, расходы на аренду помещений, услуги связи и организация места работы специалиста с учетом стоимости компьютерной техники, программного обеспечения, а также его сервисного и гарантийного обслуживания.
Чтобы оценить масштабы расходов, необходимо понять, какое количество специалистов, занятых в сфере расчета и начисления заработной платы, работает на отдельно взятом предприятии. Исходя из результатов статистики UCMS Group, можно сделать вывод, что опытный расчетчик способен выдержать нагрузку примерно в 500-700 сотрудников предприятия при стандартной сложности расчетов. Стоит учитывать, что большинство компаний не выделяет расчетчиков отдельно, и они заняты рядом других профессиональных обязанностей.
Явные преимущества аутсорсинга
Возьмем среднестатистических специалистов по расчету заработной платы среди предприятий малого и среднего размера, число сотрудников которых не превышает двух-трех сотен человек, и предположим, что они могут выполнять, помимо своих прямых профессиональных обязанностей, еще и ряд других - таких, как бухгалтерский и кадровый учет, помимо расчета. В среднем каждый расчетчик тратит от 35% до 45% офисного времени на расчет заработных выплат, при этом коэффициент вовлеченности имеет стандартный для малых и средних предприятий 0.35-0.4, в то время как крупные компании используют отдельно выделенных расчетчиков с коэффициентом вовлеченности равным 1. Показатель текучки кадров в компании оказывает непосредственное влияние на стоимость содержания каждого сотрудника. Новый специалист на любом предприятии не является эффективным в первые несколько месяцев в силу того, что не может использовать свои профессиональные способности в полной мере из-за адаптации к новым условиям труда, к тому же снижает показатели работоспособности более опытных сотрудников, что, несомненно, приводит к дополнительным расходам. Стоит учитывать, что после увольнения старого специалиста, вакансия на его место остается открытой в течение произвольного временного промежутка, при этом затраты на поиск и подготовку нового специалиста составляют примерно два полных месячных оклада сотрудника, занимающего в компании эту должность. В данном случае приводится довольно консервативная оценка, наглядно иллюстрирующая минимально возможные затраты, так как поиск нового специалиста с помощью кадрового агентства предполагает выплату агентству двух окладов требуемого специалиста, без учета затрат на поиск, который ведет к простою трудового процесса, а также обучения и адаптации нового сотрудника.
Дополнительно в данный расчет необходимо включить стоимость периодически необходимого обучения специалиста, которое проводится в связи с регулярным изменением действующего законодательства, требующего от специалистов определенного уровня квалификации для получения работы в соответствии с трудовым кодексом. Эти затраты по самым скромным и примерным подсчетам составляют около 5% ежегодной компенсации.
Затраты на оценку рисков
Как было отмечено выше, в число расходов входит полная стоимость содержания специалистов, а также дополнительные риски, покрываемые внутренними силами компании. При переходе на аутсорсинг они ложатся на плечи компании-аутсорсера. Самыми заметными являются издержки, возникающие при обработке и консолидации данных, а также разового внедрения и последующей поддержке IT-систем. Для расчета заработной платы внутри компании собственными силами_требуется покупка лицензий на инсталляционные файлы профессионального программного обеспечения, интеграция необходимых приложений друг в друга, а также приобретение гарантийного и сервисного обслуживания необходимого программного обеспечения от производителя или стороннего сервисного центра. Разовые затраты на внедрение собственной IT-системы в компанию составляются из расчета стоимости приобретенной лицензии, которая увеличивается в 3-5 раз, при этом ежегодные затраты на поддержку системы будут составлять около 30% от суммы единовременного внедрения.
Компания-аутсорсер рассчитывает заработную плату с помощью собственной расчетной IT-системы. При использовании расчетной IT-системы компании-аутсорсера, компании-клиенту предоставляется неограниченный доступ к IT-системе учета, что позволяет использовать необходимые данные в полном объеме без каких-либо ограничений. Это минимизирует расходы на покупку, внедрение и поддержку собственной IT-системы до суммы, которая совершенно не может повлиять на финансовое состояние компании.